Транспортно-логистическая доступность
Транспортная система Иркутской области представлена всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, водным и трубопроводным.
По территории региона проходят стратегически важные железнодорожные, автомобильные, речные и авиационные магистрали государственного и межгосударственного значения, соединяющие страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также западные районы России с Дальним Востоком, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Монголией.
Крупные международные транспортные коридоры
Через Иркутскую область проходят крупные международные транспортные коридоры.
- Железнодорожное сообщение (Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская магистраль)
- Трубопроводный транспорт (Нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан)
- Автомобильное сообщение (Р-255 «Сибирь» от границы Красноярского края до г. Иркутска; Р-258 «Байкал» от г. Иркутска до границы с Республикой Бурятия; А-331 «Вилюй» от г. Тулуна до границы с Республикой Саха (Якутия)
- Речной транспорт
- Авиационное сообщение
Автомобильное сообщение
Сеть автомобильных дорог Иркутской области является значимым элементом транспортного комплекса, способствующим социально-экономическому развитию региона, укреплению конкурентоспособности, росту уровня благосостояния населения.
29 545,9 км
Протяженность дорог общего пользования
11 946 км
Дороги регионального и межмуниципального значения
17 599,9 км
Дороги местного значения
В 2021 году сформирована опорная сеть Иркутской области в которую вошло 27 объектов Иркутской области, протяженностью 3 903,8 км:
- 12 автомобильных дорог федерального значения (протяженностью 1 684,6 км)
- 15 автомобильных дорог регионального значения (протяженностью 2 219,2 км)
Мероприятия в целях развития региональной транспортной инфраструктуры в части автомобильных дорог
Развитие сети дорог
Развитие сети дорог, обеспечивающей выход в северные районы Республики Бурятия, восточные районы Красноярского края, в Республику Саха (Якутия), реализацию транспортных межмуниципальных связей и создание условий для опережающего развития дорожной отрасли в целях обеспечения реализации инвестиционных проектов Иркутской области.
Строительство обходов городов
Строительство обходов таких городов как Иркутск, Усолье-Сибирское, Тулун, Нижнеудинск, Слюдянка, Братск, позволяющих обеспечить увеличение пропускной способности, перераспределение транзитных потоков, уменьшение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть, сокращение количества участков автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки.
Железнодорожное сообщение
По территории Иркутской области проходят участки Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорог: Иркутск − Тайшет, Тайшет − Саянская, Иркутск − Улан-Удэ, Лена-Восточная − Северобайкальск, Тайшет − Лена-Восточная, Кварцит − Лепешкино, Плашечная − Чунояр.
100+
Железнодорожных станций находится на территории области2,5 тыс. км
Эксплуатационная длина железнодорожных путейОсновная номенклатура грузов, транспортируемых по железнодорожным путям:
- каменный уголь
- нефть и нефтепродукты
- лесные грузы
- грузы в контейнерах
- руда железная
- марганцевая руда
Авиасообщение
Суммарный годовой пассажиропоток аэропортов и посадочных площадок Иркутской области по результатам последних нескольких лет имел положительную динамику.
Пассажирооборот за 2019-2021 годы (тыс. человек)
Международные аэропорты
В Иркутской области находятся 2 международных аэропорта федерального значения (в гг. Иркутск и Братск).
Международный аэропорт Иркутска – один из крупнейших аэропортов Сибирского федерального округа, который обслуживает международные и внутренние авиарейсы и является запасным аэродромом московского авиаузла.
Схемой территориального планирования Иркутской области предусмотрено строительство объекта регионального значения «Новый аэропортовый комплекс в г. Иркутск, внешние инженерные и транспортные сети, обеспечивающие деятельность аэропорта».
Аэропорты местных воздушных линий
В Иркутской области находятся 5 аэропортов местных воздушных линий: гг. Усть-Кут, Киренск, Бодайбо, с. Ербогачен и п. Мама.
При этом аэропорт в с. Ербогачен находится в районе Крайнего Севера, остальные – в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
Аэропорты г. Бодайбо и с. Ербогачен имеют грунтовые взлетно-посадочные полосы. Кроме того, в г. Усть-Илимске и с. Казачинское функционируют посадочные площадки, через которые осуществляется круглогодичное транспортное сообщение с областным центром.
Судоходство
Судоходство в Иркутской области осуществляется по внутренним водным путям Байкало-Ангарского и Ленского бассейнов.
8 074 км
Общая протяженность внутренних водных путей на территории Иркутской области
4 039 км
Протяженность водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов
3 998 км
Обслуживается ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна»
4 066 км
Обслуживается ФБУ «Администрация Ленского бассейна»
Основные судоходные пути Иркутской области:
- Байкал (1 137 км)
- Ангара (140 км)
- Иркутское водохранилище (80 км)
- Братское водохранилище (1 909 км)
- Усть-Илимское водохранилище (672 км)
- Подходы и протоки в Байкало-Ангарском бассейне (60 км)
- Лена ( 238 км)
- Нижняя Тунгуска (957 км)
- Непа (532 км)
- Витим (455 км)
- Киренга (438 км)
- Жуя (236 км)
- Мама (110 км)
- Чара (100 км)